Как правильно выбрать горный велосипед?

Каждый человек, умеющий ездить на велосипеде, либо тот, кто планирует научиться, рано или поздно сталкивается с выбором — на какую модель велосипеда следует обратить внимание? Обычно останавливается на горном. Тем более, в современное время все большую популярность приобретает велосипед, как самый экологический транспорт, и огромная ниша принадлежит именно горным велосипедам.

Так все же - «Как выбрать горный велосипед?». На просторах интернета очень много статей, роликов, в которых достаточно часто советуют прямо противоположное. Давайте попробуем шаг за шагом разобраться в этом нелегком вопросе.

В первую очередь необходимо понимать, что горный велосипед - это велосипед с прочной рамой и амортизацией переднего и во многих моделях и заднего колеса, которая отлично гасит неровности бездорожья. На нем комфортно катать по горам, пересеченной местностью, крутым спускам, затяжным подъемам (за счет большого количества скоростей) и также в городских условиях. В целом он универсален, но конструкция всех моделей максимально разрабатывается для активного катания в горных условиях.

Предлагаю рассмотреть виды горных велосипедов, которые представлены на современном рынке. Их основное разделение - по конструкции рамы - «хардтейлы» и «двухподвесы». Хардейл — велосипед с амортизацией только на передней вилке колеса. Двухподвес соответственно обладает двумя системами амортизации — на передней вилке и у него подвижная задняя часть рамы с отдельным амортизатором. Обладая вышеприведенной информацией можно задуматься теперь над следующим вопросом - как подобрать горный велосипед правильно.

Предположим, Вы планируете катать сначала в спокойном темпе по городу и задумываетесь о возможной начальной карьере велоспортсмена, тогда обратите внимание на «хардтейл для кросс-кантри». У таких велосипедов будут следующие параметры:

  • только передняя амортизирующая вилка
  • рама из алюминиевого сплава или в топовых моделях — из карбона
  • покрышки с явно выраженным «агрессивным» протектором
  • достаточное количество скоростей для любых дорожных условий — от 18 до 30
  • комфортное, но узкое спортивное седло, которое позволяет точно управлять велосипедом на скорости
  • не будет крыльев

Если вы «близко подошли» к трюковому катанию, планируете прыгать на бордюры, лестницы и другие препятствия, ваш велосипед -

                                                   

«Экстремальный хардтейл»:

  • усиленная стальная рама или алюминиевая из специального очень крепкого сплава с заниженной верхней трубой
  • усиленный жесткий амортизатор передней вилки
  • небольшой диаметр колес — 24 или 26 дюймов

В случае, если Вы определились или «услышали», что самый лучший горный велосипед — двухподвес, познакомимся с ним поближе:

                                                   

«Двухподвес», как описывали ранее, это горный велосипед с двумя системами амортизации — на переднем колесе и на заднем. Такая конструкция позволяет велосипеду, при любых условиях, не терять надежное сцепление с дорогой, проходить крутые повороты на любой скорости. Колеса будут плавно обходить все неровности дороги, не сходя с траектории. По категориям двухподвесы делятся от легких - начального уровня, до крепких и надежных, используемых в скоростных спусках. Отдельной позицией нужно отметить двухподесы, ценовой категории ниже 10 000 грн — эти велосипеды являются просто внешней копией профессиональной модели, они очень тяжелые, на месте амортизатора стоит пружина, кроме прогулок по парку никаких результатов и показателей Вы от него не получите. Итак, давайте рассмотрим варианты горного велосипеда для даунхила (скоростного спуска):

  1.  Двухподвес для кросс-кантри. В такой дисциплине главное скорость преодоления по маршруту трассы подъемов и спусков. Ход амортизационной вилки в таком случае небольшой — 100-120 мм, его вполне хватает для любых дорожных условий
  2. Двухподвес для трейла. В таком случае велосипед должен обладать такими параметрами, которые позволяет ему преодолеть серьезные препятствия в виде камней, балок, поваленных деревьев также выполнение дропов и других трюков. В таком случае велосипед крепче, чуть тяжелее, шире покрышки, ход вилки 120-150 мм.
  3. Двухподвес для фрирайда. Фрирайд — это произвольное, свободное скоростное катание по сложным склонам, агрессивное катание по горам, трюки в воздухе. К параметрам велосипеда предъявляются еще более высокие требования, амортизаторы передней вилки и заднего колеса устанавливаются только «топовых» производителей с высоким уровнем контроля и качества.
  4. Двухподвес для даунхилла — это самые крепкие модели, тяжелые и мощные. Их не ничего не испугает, такой велосипед никогда Вас не подведет на любой скорости и в любых внедорожных условиях. В таких велосипедах ход вилки максимальный — 180-200 мм, что позволяет переднему колесу всегда быть контакте с дорогой на том маршруте, который задумал райдер — экстремал.

Возможно, после прочтения вышеизложенного, Вы уже более четко представляете себе, как выбрать хороший горный велосипед правильно, исходя из желаний и возможностей.

Давайте теперь рассмотрим вопросы - какой выбрать горный велосипед для взрослого, ребенка. В чем разница в размерах рамы, как правильно подобрать велосипед по росту, и многое другое...

      1. Материал изготовления рамы велосипеда.

                                                   

Основные материалы изготовления — сталь, алюминий и карбон. Стальная рама обладает отличным запасом прочности но самая тяжелая. Алюминиевая легкая, не ржавеет но менее крепкая. Карбоновая — очень легкая и упругая, используется в основном в профессиональном велоспорте, дорого стоит.

  1. Разница амортизационных вилок

Передние вилки бывают ригидные (жесткие), пружинно-эластомерные, пружинно-масляные, воздушные.

                                                   

  • ригидная (жесткая) — может использоваться в любую погоду, не требует обслуживания, но не сглаживает неровности покрытия.
  • пружинно-эластомерные — начальный уровень, стоимость небольшая, легко обслуживается.
  • пружинно-масляная — средний ценовой сегмент, имеет хороший набор настроек, неплохо сглаживает неровности дороги.
  • воздушная вилка — высший ценовой диапазон, имеет множество точных настроек, работает в любых температурных условиях.
  1. Обвес велосипеда (комплектующие трансмиссии и другое)    

Есть три основных варианта:

  • “NoName” - разные комплектующие низкого класса, они дешевые, не точно работают, быстро изнашиваются
  • комплектующие японской фирмы himano — начальный уровень Tourney и Altus, профессиональный топовый — Deore, XTR
  • комплектующие американской фирмы SRAM — начальный уровень XX1, топовый — X3
  1. Количество скоростей трансмиссии — начальный уровень — 3x7 или 3х8 профессионалы обычно используют  1х12 или 2х10 (первая цифра показывает количество скоростей на шатунах, вторая — количество скоростей на трещетке, кассете.
  1. Тормозная система.

                                                  

Есть два основных типа — ободная и дисковая. В ободной торможение происходит за счет прижима тормозных колодок к ободу колеса. Такая система недорого стоит, легко ремонтируется, но обладает меньшим тормозным эффектом и плохо работает во влажную погоду, по сравнению с дисковой. Дисковая в свою очередь делится на механическую и гидравлическую. Механическая передает усилие на тормозные колодки за счет троса, гидравлическая посредством специальной гидролинии. Эффективность дисковой тормозной системы высокая, но и стоимость выше ободной.

  1. Размер колес

                                                    

У горных велосипедов существуют три основных стандарта диаметра колес:

  • диаметр 26 дюймов — велосипеды с такими колесами очень маневренные, позволяют быстро набирать скорость, подходят на любой рост райдера
  • диаметр 27,5 дюймов - «золотая» середина, обладают неплохой маневренностью и одновременно накатом
  • диаметр 29 дюймов - «большие колеса» для рослых велосипедистов и не только :) обладают отличным накатом, обеспечивают великолепную устойчивость на скорости, но более сложно разгоняются и маневренность хуже.

После приведенной общей информации об устройстве велосипеда, отвечу на несколько самых популярных вопросов:

                                                 

Как выбрать горный велосипед для взрослого?

Для взрослого подойдут практически все горные спортивные велосипеды, представленные на современном рынке, главное внимательно разобраться в вышеприведенных советах, также они будут иметь отношение также и к выбору велосипедов для детей и подростков. Самое важное правильно оценить свой финансовый бюджет, предназначение будущего горного велосипеда, правильно выбрать раму велосипеда по своему росту.

                                           

Как выбрать горный велосипед подростку?

Для подростка оптимальным будут велосипеды среднего ценового диапазона, так как при активном катании ресурса примерно хватит на один-два года, после разумной будет покупка нового велосипеда

Как выбрать горный велосипед ребенку?

                                                 

Для ребенка оптимально покупать велосипед на «вырост», выбирая модель с максимальным размером рамы и диаметра колес, исходя из роста ребенка на момент покупки велосипеда. В практике ребенок не будет активно использовать велосипед по сравнению с подростком и ресурса велосипеда, учитывая постоянный рост ребенка хватит примерно на 3-4 года.

Как выбрать горный велосипед по росту или как выбрать горный велосипед по размеру рамы?

Приведу основные шаги:

  • измерьте свой реальный рост возле вертикальной стены наиболее точно
  • если есть размерная сетка производителя той марки велосипеда, которую вы «присмотрели» - учтите ее рекомендации, если нет — в конце статьи есть универсальная таблица
  • для девушек и женщин предпочтительны модели с заниженной верхней трубой рамы

Таблица общего соответствия роста человека и размеры рамы: