Как правильно настроить велосипед?


Когда вы купили велосипед, нужно его правильно настроить, чтобы было удобно и комфортно кататься. В этом вам поможет наша статья, а также инструкция для определенной модели велосипеда. Рассмотрим, на что следует обратить внимание при подготовке велосипеда в первую очередь и как его настроить под себя.

Руль и сиденье – комплектующие велосипеда, которые играют ключевую роль в обеспечении удобства во время езды. Сиденье устанавливается исходя из таких важных характеристик, как высота, расстояние от руля, а также угол наклона. Положение выбирается индивидуально, в соответствии с ростом и личными предпочтениями. Чаще всего верх располагается параллельно к поверхности и немного приподнят вверх. Седло регулируется с помощью перемещения в разные стороны по специальным монтажным направляющим, это позволяет выбрать подходящее расстояния до самого руля. При этом подседельный штырь не должен выходить за ограничительную метку.

Прежде чем пытаться регулировать рулевую колонку, нужно выяснить ее тип:

  • Рулевая колонка с резьбой включает такие элементы: чашки неподвижные, регулируемый конус, подшипники, контргайки и шайба. Рулевую колонку нужно разбирать, смазывать минимум раз в год. Степень затяжки можно проверить, если прижать передний тормоз и вперед-назад раскачивать велик. При наличии люфта, подозрительного стука в рулевой колонке надо отпустить контргайку ключом и при свободном руле медленно затянуть конус.
  • Безрезьбовой тип рулевой колонки (A-Head) в отличие от резьбовой держится выносом руля. Если ее нужно затянуть, то отпускаются винты выноса, после этого нужно затянуть «якорь», расположенный в верхней части выноса (на конце стержня вилки). После этого осталось отцентрировать вынос симметрично переднему колесу и затянуть два винта на выносе.

Вынос руля выравнивается по отнощению к переднему колесу. Это легко сделать, если стать на велик и имитировать положение при езде. После этого переднее колесо нужно направить вперед и отрегулировать в нужном положении руль с колесом.

Как проверить тормоза?

Настройка тормозов будет зависеть от их конструкции. Они могут быть ободные (у них тормозная ручка с тормозом связана с помощью троса, колодки зажимают обод), дисковые (ручка, связанная с тормозом, зажимает диск, расположенный на колесной втулке) и ножные (тормоз приводится в действие при вращении педалей назад). Каждый из видов имеет свои особенности настройки:

  • Если велосипед укомплектован ободными тормозами, нужно убедиться, что они прочно закреплены и двигаются при этом свободно, чтобы остановить велосипед. Если ручка прижимается плотно к рулю, значит тормоз свободный и его нужно подтянуть. Тормозные колодки центрируются, когда тормоза не нажаты. Они должны располагаться к поверхности обода на расстоянии не ближе 1-2 мм к нему.
  • В случае с дисковыми тормозами нужно попробовать к рулю прижать тормозные ручки и посмотреть как он останавливает велосипед и насколько свободно он движется. Если тормозную ручку можно притянуть к рулю, значит тормоз слишком свободный. Во время ненажатых тормозов колодки должны находиться от диска на расстоянии 0,25-0,75 мм.

Если колодки расположены очень близко, значит тормоз не отцентрирован или слишком жесткий. Это может привести к разогреву колодок и диска. Колодки центрируются, при этом расстояние между ними и ободом регулируется несколькими методами: путем регулирования гайки тормозной ручки, которая увеличивает длину троса (нужно затянуть тормоз и приблизить колодки к ободу) или затянуть (натянуть) трос самого тормоза. Каждый вид дисковых тормозов имеет свои особенности:

  • Механические тормоза требуют определенного времени обкатки, чтобы достичь оптимальных рабочих характеристик. Нужно также проверить тросы и кожухи на наличие перегибов и обломов, при полном нажатии тормозные ручки не должны прижиматься к рулю.
  • В случае гидравлических тормозов нужно будет также проверить тормозную ручку во время езды. Если она слишком «мягкая», значит в системе есть воздух и нужно его выпустить. Для этого нужно обратиться к механику. На тормозных шлангах не должно быть никаких трещин, изгибов.

Если слышен шум, который исходит во время работы тормозов, значит есть проблемы с настройкой колодок тормозных. Расстояние, которое есть между ободом и самой колодкой должно быть больше 2 мм.
Тормозная ручка, которая располагается на руле автомобиля, должна фиксироваться прочно и жестко и не касаться руля при нажатии. Если вы обнаружили, что ручка руля соприкасается с рулем, нужно сильнее затянуть трос тормозной колодки. После этого можно отрегулировать тормоз, ослабив при этом тормозную втулку. Также можно выполнить настройку в зависимости от длины пальцев руки. Для этого есть напротив тормозной ручки регулировочный болт. Насколько правильно будет работать тормоз, также во многом зависит от состояния колес, они не должны быть расшатаны.

Как правильно настроить колеса?

Настройка велосипеда предусматривает подготовку колес. Чтобы ездить безопасно, колеса нужно закрепить на вилке и раме. Колеса крепятся на гайках или с помощью эксцентриков (механизм приводится в действие с помощью рукоятки, снять колесо легко без инструментов).

Если неправильно отрегулировать эксцентрик и он не будет закрыт, колесо потеряет управление, можно легко упасть. Настройка включает такие этапы:

  • Рукоятку от эксцентрика надо перенести в открытое состояние.
  • Установить колесо.
  • Когда рукоятка будет посередине между открытым и закрытым положением, нужно максимально затянуть гайку.
  • Рукоятку с помощью ладони переместить в закрытое положение.

Если ощущается небольшое сопротивление, когда рукоятка полуоткрыта, значит все сделано правильно.

Не нужно механизм эксцентрика затягивать максимально. Если рукоятка будет легко, без особых усилий переходить в положение закрытое, это говорит о том, что фиксация не максимальная и надо еще подтянуть гайку, которая регулирует положение. Рукоятки не должны прикасаться к другому оборудованию велосипеда (это могут быть крылья, багажник).
Есть еще один простой способ проверки: поднять велосипед и нанести удар сверху покрышки. Надо посмотреть, не двигается ли колесо., также рукоятка эксцентрика не должна параллельно колесу двигаться. Также нужно проверить втулку, если она разболтана и двигается относительно оси, ее нужно затянуть и отрегулировать.

Настройка подвески

Регулировка велосипеда невозможна без настройки подвески, если она предусмотрена у велосипеда. Существует множество вариантов конструкции передней и задней подвески, но в любом случае вилка должна обеспечить комфорт поездки и компенсировать неровности почвы. Ее действие оказывает непосредственное влияние на управление велосипедом. Нужно убедиться, что все компоненты подвески отрегулированы в соответствии со стилем езды. Также важно знать особенности каждого вида амортизатора:

  • Устройство со спиральной пружиной - жесткость пружины легко регулируется с помощью гайки с одного конца пружины.
  • С пружиной и элатомером – включает демпфер и металлическую рессору.
  • Масляная – вместо демпфера установлен картридж с маслом.
  • Воздушная подвеска - используется давление воздуха в устройстве. Проверку уровня давления надо делать регулярно. Амортизатор содержит очень малое количество воздуха под высоким давлением. Для обеспечения оптимального давления используется специальный насос.

Регулировка подвески сводится к настройке преднагрузки, отскока и скорости сжатия. Предварительная нагрузка устанавливает жесткость, степень сжатия устройства подвески, когда велосипедист сидит на велосипеде. Подвеска не только амортизирует удары, но и благодаря внутреннему сжатию поддерживает контакт колеса с поверхностью, обеспечивая лучшее тяговое усилие. Оптимальное предварительное сжатие должно находится в диапазоне от 14 до 30% общего хода. Регулирование осуществляется с помощью гайки.

Регулирование отскока устанавливает, насколько медленно или насколько быстро устройство подвески восстанавливает свою полную длину после сжатого состояния. Если велосипед прыгает во время поездки, возвращение будет слишком быстрым. Однако медленное возвращение вызывает ощущение отсутствия подвески. Некоторые виды подвески оснащены специальным регулировочным винтом.
В некоторых амортизаторах можно регулировать скорость сжатия, то есть, насколько быстро сжимается подвеска. Различные типы поверхности и изменение погодных условий требуют дополнительного регулирования подвески. Чтобы обеспечить надлежащую работу вилки, ее необходимо регулярно очищать и смазывать (не используйте никакие смазки, содержащие тефлон). Для любого другого ремонта и технического обслуживания лучше довериться специалистам.

Система переключения передач

Система переключения скоростей состоит из компонентов, которые могут входить в зацепление с отдельными зубчатыми колесами. Она включает задний и передний переключатель скоростей, ручки переключения или поворотные манетки, тросы управления и цепи.

Никогда не кладите велосипед на правую сторону - это может повредить переключатель скоростей. Переключать скорости нужно только когда педали движутся вперед. Задний и передний переключатели скоростей могут быть отрегулированы с использованием гаек манетки переключателя (они размещены на руле там, где кожухи отходят от рукояток). Также можно использовать регулировочные винты, расположенные непосредственно на переднем или заднем переключателе.

Песок и грязь попадают в цепь во время поездок и укорачивают срок ее службы. Очень важно поддерживать цепь чистой и смазанной. Перед тем, как смазывать цепь, ее нужно тщательно почистить. Также регулярно нужно проверять тросы на предмет износа и поломок. При правильном уходе увеличивается срок службы комплектующих.

На что еще обратить внимание?

Покрышки должны быть правильно накачаны. На корде каждой модели указано давление, которое нельзя превышать, этого параметра нужно придерживаться. Через некоторое время воздух может выйти из камеры. Чтобы контролировать его состояние, нужно проверять давление шины. Важную роль также играет тип клапана, он отличается у разных моделей велосипедов и зависит от размера отверстия в ободе: SV Presta (изготавливается под отверстия в ободах с диаметром 6 мм), AV Schrader (рассчитан под отверстия 8-8,5 мм) и Dunlop (старый тип ниппеля, рассчитанный под отверстия в ободах 8 мм).
Педали также имеют свои особенности установки и настройки. Поэтому каждая из них устанавливается на определенном шатуне: L (левая педаль, устанавливается на левый шатун в направлении против стрелки часовой) и R (правая, соответственно ставится на правый шатун и по часовой стрелке). Педали очищаются и смазываются регулярно. Если устанавливаются контактные педали, необходимо отрегулировать их предварительную нагрузку (то есть, усилие, необходимое для перевода педали во внутреннюю / внешнюю положение). Это легко сделать с помощью небольшого шестигранного болта, который отвечает за натяжку пружины. Если закручивать в минус, то встегнуть и выстегнуть педаль будет легче.

Помните, что правильная подготовка велосипеда к эксплуатации и регулярное его обслуживание – залог безопасной и комфортной езды.